Сегодня президиум Российского союза автостраховщиков утвердил единую методику определения расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства. Методика включает справочники по стоимости запчастей, материалов и нормочасов. Теперь ее должен утвердить Роспатент, после этого (вероятно, уже с 1 декабря) технические специалисты и эксперты начнут работать по единым стандартам.
16 октября 2014 года президиум РСА утвердил справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства. Это значит, что ремонтные станции и эксперты получат базы данных, ориентируясь на которые смогут рассчитывать стоимость восстановительного ремонта автомобиля после ДТП.
Как отметил глава РСА Павел Бунин, наконец-то появится единый подход к оценке стоимости восстановительного ремонта автомобиля, что позволит снизить количество судебных споров по ОСАГО.
Как это работает? Клиент, чей автомобиль пострадал в ДТП, обращается в свою страховую компанию, где технический специалист, ориентируясь на справочники, определяет стоимость восстановительного ремонта. Если пострадавший с оценкой не согласен, он имеет право обратиться в следующую инстанцию – к независимому эксперту, имеющему специальное образование, прошедшему аттестацию и числящемуся в едином реестре, утвержденном Минтрансом. Если клиент не согласится и с его оценкой, то следующий шаг – обращение в суд, где его жалоба будет рассмотрена судебным экспертом. Причем все эти специалисты обязаны ориентироваться на единую методику определения расходов на восстановительный ремонт. Она будет доступна всем без исключения экспертам на безвозмездной основе.
Простой автовладелец также сможет и сам воспользоваться справочной информацией, которая вскоре будет размещена на сайте РСА. Стоимость восстановительного ремонта он рассчитать, правда, не сможет, так как она базируется на довольно сложных формулах, и неподготовленному человеку разобраться в них практически невозможно. Проверить эксперта сможет только другой эксперт. Но простой программой определения стоимости запчастей при восстановительном ремонте воспользоваться сможет каждый. Для этого нужно в специальном окошке разместить номер детали из калькуляции, и программа тут же рассчитает ее стоимость с учетом износа.
Электронные справочники будут обновляться сначала раз в полгода, но в перспективе предполагается их постоянное онлайн-обновление.
Что касается информации, то всего в справочниках заложено более 80 млн позиций по наиболее распространенным маркам и моделям согласно расценкам в 12 экономических районах России. Конечно, никто не стремился создать справочники на все 100% легковых автомобилей. Это и невозможно. Более того, учитываются автомобили с 2002 года выпуска. Модели, выпущенные ранее, в калькуляцию не заложены. Как будет действовать эксперт, если необходимой информации он в справочниках не найдет? В этом случае специалист может ориентироваться на сайты, торгующие запчастями, и делать заключение по средним ценам. Допускается также получение информациии у дилеров.
Специалисты РСА отметили, что благодаря базам данных автовладельцы будут в выигрыше, так как недобросовестные страховщики теперь не смогут занижать стоимость восстановительного ремонта. Особенно же выиграют владельцы старых машин, так как теперь, согласно закону, уровень максимально допустимого износа на детали, узлы и агрегаты, подлежащие замене, не может быть более 50%, даже несмотря на то, что сам автомобиль может быть изношен гораздо сильнее.
Среди других утвержденных сегодня нововведений – новая форма полиса ОСАГО. Она была составлена РСА, утверждена Банком России, а эскиз разработал Гознак. Вид самого полиса «автогражданки» изменился несущественно. Среди основных отличий – теперь на нем не будет указываться сумма, а только отсылка на закон, согласно которому она сформирована. На обороте будут более четко прописаны правила «автогражданки» и изменена серия документа: если раньше это была ЦЦЦ, то теперь – ЕЕЕ. Впрочем, полисы старого образца еще какое-то время будут выдаваться, замену произведут постепенно, но уже к 31 марта 2015 года старые полисы станут нелегитимными. Впрочем, автовладельцы могут не беспокоиться, их полисы останутся действительными вплоть до окончания их срока.
Источник: журнал «За Рулем»