….
В России существенное падение показывает рынок грузовиков. По данным Минпромторга, в январе-августе их продажи сократились на 16%, до 62,7 тыс. автомобилей. Автоконцерны рассчитывают на господдержку, но сомневаются в эффективности уже введенных программы утилизации или «национального» режима госзакупок. Для грузовых автомобилей эти меры менее эффективны, чем для легковых. Гораздо больше производителей интересуют субсидии и ограничение срока службы техники.
«Коммерсант» ознакомился с итогами продаж грузовиков в России за восемь месяцев 2014 года. Из отчета, подготовленного Минпромторгом, следует, что по итогам января-августа продажи грузовиков упали на 16,4%, до 62,7 тыс. машин. Продажи отечественных марок («КамАЗ», «Урал», ГАЗ), которые занимают 49% рынка, снизились на 6,1%, до 30,7 тыс. машин. Продажи иностранных брендов российской сборки (Volvo, Scania, Fuso и др.) упали на 7%, до 6,5 тыс. штук. Наибольшее падение продаж наблюдается у импортных машин. Ввоз грузовиков из дальнего зарубежья снизился на 27,4%, до 20,7 тыс. машин, из Белоруссии (в основном МАЗ) — на 29,3%, до 4,7 тыс. машин.
Снижение импорта было предсказуемо на фоне высокого утилизационного сбора на тяжелые грузовики и продолжается с 2012 года.
Производители грузовой техники надеются на господдержку. Ряд мер уже введен. С июля действует «национальный» режим госзакупок техники, в сентябре стартовала программа утилизации, в рамках которой для тяжелых грузовиков скидка составляет 300-350 тыс. руб. Однако говорить об эффекте от этих мер пока рано. Сегмент грузовиков в госзакупках невелик, а размытость механизма возмещения скидок ставить под вопрос и эффект от программы утилизации. Действенной мерой могло бы стать стимулирование кредитной ставки. КамАЗ ждет субсидий на газомоторную технику (3,7 млрд руб. на этот год). Эффективным было бы стать ограничение сроков эксплуатации коммерческого транспорта, о чем уже заявляло правительство.
По прогнозу Минпромторга, продажи грузовиков в этом году могут сократиться на 23%, до 92 тыс. машин, при пессимистическом сценарии — на 26,7%, до 87 тыс. грузовиков. Введенные во втором полугодии меры господдержки могут смягчить падение рынка в пределах 15-18%, до 98-101 тыс. машин.
Источник: журнал «За Рулем»