Одна из достаточно острых проблем эксплуатации транспортного средства – это проблема в обеспечении безопасности езды в зимнее время года. Поездка по заснеженным и скользким дорогам может быть опасна тем, что при резком повороте, в частности, если небольшой радиус закругления и слишком большая скорость, экстренное торможение, резкое изменение подачи топлива может прерваться контакт шины с дорогой.
При этом автомобиль заносит или его вообще может сбросить с траектории движения, и в большинстве случаев все заканчивается ДТП. Как показывает официальная статистика, именно в осенне-зимний период происходит более половины крупных ДТП, хотя при этом общая интенсивность движения снижена, потому что достаточно большое количество автовладельцев просто автомобилями не пользуются. Вся причина состоит в том, что укатанный гололед и снег дорожное покрытие превращают в опасное полотно.
На сегодняшний день все прекрасно понимают, что необходимо для зимних условий автомобили оснащать зимними , например, чтобы можно было обеспечить лучшее сцепление колес с заснеженной и обледенелой дорогой. Основной причиной скольжения по льду (хоть это шины, коньки, наша обувь или полозья саней) является то, что образовывается контакт с тонкой водяной пленкой, и в результате подтаивает лед от нагревания во время трения. Из-за этой водички значительно снижается коэффициент сцепления: в случае полозьев и коньков – это положительный фактор, а для шин и нашей обуви – все чревато непредсказуемыми последствиями.
По уменьшению влияния водяной пленки на скольжение шин существуют различные методы. Среди них, и двухслойные протекторы: Обычная резина в основе и губчатая резина в поверхностном слое. Благодаря многочисленным порам в губчатой резине обеспечивается прочное сцепление со льдом, за счет того, что поры «впитывают» воду. Помимо этого, микропорами создается эффект присосок, таким образом усиливается тяговое усилие, как у . После того как губчатый слой полностью износился шину и дальше можно использовать как обычную всесезонную или летнюю.
Еще один метод, это оснастить элементы протектора зимних шин многочисленными сверхтонкими зигзагообразными прорезями (по другому ламелями), которые располагаются в поперечном направлении вращению шины. В народе такие шины называют «липучками». Когда такая шина качается, ламели деформируются последовательно друг за другом, при этом создается множество острых граней зацепления за лед, которые при этом разрушают водяную пленку. В зимней шине придвижении по заснеженным дорогам необходимо обеспечить хорошую самоочищаемость протектора от снега. Именно поэтому в протекторе создаются достаточно широкие канавки, а также отводные «борозды», выбирая направленный рисунок. Самым лучшим вариантом будет, когда элементы протектора расположены «елочкой», и у них идет расширение канавок от центра к краю беговой дорожки.