MRAP «Тайфун К»

Декабрь 15, 2014
КАМАЗ-63969 и КАМАЗ-63968 семейства "Тайфун-К"

КАМАЗ-63969 и КАМАЗ-63968 семейства «Тайфун-К»

В России создано новое семейство защищенных автомобилей для войск

Вооруженные конфликты всех последних лет свидетельствуют, что существенные потери личного состава войска несут не только в прямых боевых столкновениях, но и при нападении из засад и укрытий в ходе конвоирования или следования в колонне. Попытки использовать для защиты от атак террористов в ходе передвижения колонн традиционные БТР и БМП показали свою недостаточную эффективность. В результате практически все передовые армии мира приступили к оснащению своих войск специальными защищенными автомобилями типа MRAP (англ. Mine Resistant Ambush Protected – защищенные от подрыва и атак из засад).

Для решения боевых задач

Российские Вооруженные силы также не стоят в стороне от этого процесса: на вооружение некоторых частей уже поступили защищенные автомобили «Тигр» и «Рысь». Кроме того, ведущие отечественные автомобильные предприятия закончили разработку целого семейства MRAP, среди которых наиболее известные «Тайфун К».

В ходе выполнения этого проекта разработаны конструкторские решения по семейству защищенных автомобилей с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. Конструктивные решения одобрены Минобороны России, а также руководством Воздушно-десантных войск, которое осмотрело новые образцы и даже протестировало их.

Первыми «Тайфунами», представленными на испытания, были опытные образцы автомобилей типа 6х6 в модульном и однообъемном исполнении. Они прошли предварительные испытания, которые подтвердили их соответствие предъявляемым требованиям и назначению. Достигнута требуемая защищенность образцов, которая превосходит многие отечественные и зарубежные образцы. Мобильность защищенных автомобилей обеспечивает их эффективное применение для решения боевых задач со смонтированным вооружением, перевозку личного состава и выполнения других задач боевого, технического и тылового обеспечения в любых климатических, погодных и дорожных условиях.

Лучше меньше, да лучше

Вместе с тем в ходе проектирования семейства машин, а также по результатам предварительных испытаний выявилось, что для решения целого ряда задач, как боевых, так и задач обеспечения, более рационально применение защищенных автомобилей меньшего размера. Для решения такой задачи группа разработчиков создала в августе 2013 года первый образец защищенного автомобиля с колесной формулой 4х4 грузоподъемностью 2,0 т.

Образец неоднократно представлялся на различных выставках и вызывает неизменный повышенный интерес как со стороны заказывающих управлений Минобороны, других силовых структур Российской Федерации, так и представителей ряда зарубежных стран. Первый образец автомобиля проекта «Тайфун-К» типа 4х4 подвергнут ряду оценочных испытаний, которые подтвердили заявленный технический уровень и по результатам которых принято решение о дальнейшем продолжении работ, в том числе по созданию аэромобильного образца. Причем эксперты сходятся во мнении, что защищенный автомобиль типа 4х4 не имеет сколько-нибудь достойного отечественного аналога, а по основным тактико-техническим характеристикам не уступает лучшим мировым образцам.

В настоящее время завершается изготовление двух опытных образцов для предварительных заводских испытаний и дальнейшего представления на Государственные приемочные испытания. Отметим также, что применение более легкого, незащищенного рамного шасси позволит в будущем использовать «Тайфуны» на обычных транспортных работах, установив на них соответствующие надстройки: раскладные понтоны, цистерны для перевозки топлива, ремонтно-эвакуационное оборудование, пусковые установки реактивных систем залпового огня и т.д. Такой «универсализм» вполне отвечает реалиям времени.

Броня крепка…

Важными параметрами армейских автомобилей являются проходимость и защищенность обитаемого пространства. У «Тайфуненка» – автоматические шестиступенчатые гидромеханические коробки передач, двухступенчатые раздаточные коробки, ведущие мосты с планетарными редукторами и автоматической блокировкой дифференциалов. Угол минимального преодолеваемого подъема 30 градусов. По бродам до 1,75 м модель буквально пролетает! Защищенный автомобиль способен выдерживать подрыв взрывного устройства эквивалентом 6 кг тротила под днищем и под колесом. Четвертый класс баллистической защиты обеспечивает «сэндвич» из внутренней обычной броневой стали и внешней керамической брони нового поколения. Керамика способна выдерживать и гасить самые сильные ударные нагрузки, а это очень важно для обеспечения баллистической защиты.

Высокие тягово-скоростные характеристики силовой установки с двигателем мощностью 350 л.с. и автоматической трансмиссией позволяют двигаться в автоматическом режиме, реализовывать необходимые тягово-динамические возможности шасси и развивать скорость до 105 км/ч по шоссе. Грузоподъемность 2 т, вместимость 10 человек, возможность монтировать спецоборудование позволяют успешно использовать ее не только как десантное средство, но и в качестве командно-штабной машины.

Гидропневматическая подвеска предусматривает автоматическое и принудительное изменение дорожного просвета, упруго-демпфирующих характеристик, которое позволяет обеспечить высокую плавность хода, эффективное гашение колебаний и реализовать противоклевковый эффект при торможении автомобиля. Автоматическое регулирование дорожного просвета осуществляется в зависимости от скорости движения автомобиля.

Улучшенные параметры, включая реализацию модульных легконавесных решений, позволяют снизить заметность в различных диапазонах и на различных местностях. С целью сокращения времени готовности к бою, для быстрой и удобной посадки-высадки экипажа предусмотрена дополнительная дверь в задней части корпуса, оборудованная автоматической откидной лестницей. Корпус автомобиля имеет повышенную вместимость с обеспечением высокого уровня безопасности и комфорта экипажа. Предусмотрена возможность ведения огня в круговой проекции из основной системы вооружения – двухплоскостной стабилизированной дистанционно управляемой платформы. Уровень комфорта в кабине сопоставим с автомобилями представительского класса, но главное достоинство конструкции кресел – они гасят взрывную волну!

Интернет и специализированные СМИ заполнены множеством историй испытаний многоосных моделей «Тайфунов-К». Минные подрывы, перекрестный огонь – все это легко выдерживает и их младший собрат – «Тайфуненок». Противопульная защита на сегодняшний день признается экспертами как лучшая. Бронированные стекла специальной разработки «Магистраль ЛТД» выдерживает несколько попаданий практически всех крупнокалиберных пулеметов. Огонь из машины можно вести из съемного дистанционно управляемого пулемета на крыше бронированного корпуса. На автомобиле установлена специально разработанная бортовая информационная система, которая выводит на экран всю необходимую информацию: от давлений в колесах и изображения с видеокамер кругового обзора до меню управления гидропневмоподвеской и информации о неисправностях в системах автомобиля. Кстати, система подкачки колес и боестойкие колесные вставки дают возможность проехать дополнительные 50 км, даже если супермощное оружие повредит их!

Плюсы

– Усиление бронирования, включая противоминную защиту нижней части шасси от воздействия пехотных, противотанковых и самодельных взрывных устройств;

– увеличение мощности, надежности и экономичности дизельного двигателя;

– повышение уровня безопасности и удобства экипажа и боевого состава;

– наличие возможности установки двухплоскостной стабилизированной дистанционно управляемой платформы комплекса вооружения;

– наличие бортовой информационно-управляющей системы;

– наличие централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах;

– наличие системы кругового видеообзора;

– возможность оснащения комплексом средств снижения заметности;

– оснащение автоматической установкой пожаротушения.

Покажет время

Сегодня руководство Вооруженных сил страны ставит задачу значительно повысить защищенность личного состава в ходе передвижения войск от атак из укрытий и засад. Как показали последние испытания на подрыв MRAP «Тайфун К», это семейство автомобилей решает подобную задачу с максимальной эффективностью. При подрыве тротилового заряда мощностью 8 кг под колесом «Тайфуна К» силовые нагрузки на размещенные внутри автомобиля манекены, что, кстати, стало новшеством для подобного рода испытаний, составили от 30 до 50% от предельно допустимых.

Геннадий Старых

12.12.2014
Права на данный материал принадлежат .

Метки: , ,


Написать ответ

Яндекс.Метрика