….
Бийский
машиностроительный
завод
«1921-2000»
Глава 1. «Чугунный завод купцов»
Бийский машиностроительный завод (БМЗ) является прямым потомком завода «Механлит», основанного в далеком 1926 году, хотя считать его годом рождения предприятия надо с большой степенью условности. Первые упоминания о чугунно-литейном заводе, ставшим впоследствии «Механлитом», относятся к годам Гражданской войны. Еще 16 августа 1921 года решением Сибпромбюро ВСНХ в Бийске был организован Чугунно-литейный завод № 6, который занял территорию бывших двух небольших чугунных заводов, принадлежавших до революции купцам Куркову и Яковцеву. Через год завод объединили с другими небольшими предприятиями города в Комбинат, а спустя некоторое время он получил название «Красный литейщик».
В марте 1926 года заводу передали зданиябывшего кожевенного завода. С тех пор предприятие располагалось в заречной части Бийска, по левому берегу реки, который был в товремя практически незаселен и соединенс основной частью города паромной переправой. Именно переезд на новую территориюстал отправной точкой в летописи БМЗ. Завод начинал с производства котлов, рукомойников и сковородок.
Спустя два года чугунолитейный завод вошел в состав треста металлозаводов Запсибкрайместпрома под названием «Государственный механическо-литейный завод «Механлит».В довоенное время кроме чугунного и цветноголитья здесь выпускали льномялки, веялки, потом стали ремонтировать автомобильныеи тракторные двигатели, выпускать запчастидля тракторов и сельхозмашин. В начале 1930‑хгодов завод получил большой заказ на выпусктракторных телег (прицепов), однако освоитьих в производстве так и не смог.
После войны завод начал изготовлять листовой кровельный чугун, чугунные водопроводные трубы. В 1948–1949 годах по инициативе директора К. А. Антонова многие цеха предприятия перестроили и переоборудовали, однако на полную реконструкцию завода средств не хватило. К этому времени предприятие выпускало продукцию для сельского хозяйства: тракторные сцепки, зернопогрузчики, стенды для проверки тракторных моторов.
В первой половине 1950‑х предприятие переименовали в Бийский ремонтный завод, и основным видом деятельности стал ремонт двигателей тракторов ДТ-54 (за год около 500 штук). Однако в 1962 году после вхождения в состав В/О «Россельхозтехника» план по ремонту двигателей и чугунному литью с завода был снят. Вместо этого предприятие перепрофилировали на выпуск более трудоемкой продукции.
Глава 2. «Специальные автомобили для агрокомплекса»
«АТУ-А и АТУ-АМ – передвижные мастерские»
С 1962 года бийское предприятие перешло на выпуск агрегатов технического ухода АТУ-А. Фактически, это была передвижная мастерская на шасси ГАЗ-51А, снабженная всем необходимым для проведения технического обслуживания сельхозтехники прямо в поле. Позже мастерская была модернизирована и получила индекс АТУ-АМ.
«ММТОЖ-53 – передвижная мастерская на новом шасси»
Во второй половине 1960-х на смену модернизированным АТУ-АМ приходят мастерские ММТОЖ-53 с кузовом-фургоном, оборудованным станками и инструментом для механизированного обслуживания животноводческих ферм и сварочным агрегатом на прицепе. В год завод выпускал до 750 комплектных мастерских и производство их продолжалось до 1982 года.
С освоением автомобильной продукции очевидной становится необходимость в реконструкции производства. В девятой пятилетке были построены инструментальный цех, здание заводоуправления, значительно расширены площади заготовительного, механического и сборочного цехов. В это же время предприятию присваивают статус машиностроительного завода союзного подчинения В/О «Союзсельхозтехника».
«МПР-4844 – передвижная диагностическая лаборатория»
В начале 1970-х годов на предприятии разработали диагностических лабораторий МПР-4844 на шасси УАЗ-452Д, внутреннее оборудование которых было разработано ГОСНИТИ. Первоначально предусматривалось использование в качестве базы стандартного фургона УАЗ-452, однако дефицит этих автомобилей вынудил бийчан самостоятельно освоить производство кузовов на шасси УАЗ-452Д, за документацией на которые заводчане ездили в Алма-Ату.
Первая собранная лаборатория экспонировалась в 1972 году на ВДНХ СССР и получила Золотую медаль выставки «Сельхозтехника-72», а со следующего года Бийский машзавод приступил к их массовому производству.
С 1973 года МПР-4844 централизованно поставлялись сельским механизированным бригадам и колхозным машинотракторным станциям со всего Союза. Назначением этих машин было проведение диагностики и устранение выявленных неисправностей сельхозтехники и оборудования животноводческих ферм.
Диагностические лаборатории в Бийске выпускали с 1972 по 1992 год.
В 1979 году образовано ВНПО «Ремдеталь», которое занималось вопросами, связанными с восстановлением и капитальным ремонтом автотракторных агрегатов в сельском хозяйстве, завод вошел в состав этого объединения. Это был первый шаг на пути наращивания производства диагностического и ремонтного оборудования, где передвижные лаборатории и мастерские составляли лишь малую часть.
«МЖ-II-2,5 – модернизированная передвижная мастерская»
В 1982 году на Бийском машиностроительном заводе поставили на производство новый тип мастерской МЖ-II-2,5 вместо устаревшей ММТОЖ-53. Она получила новый кузов и более прогрессивное диагностическое оборудование.
«модель 9394 «Бийчанин» – вахтовый автомобиль»
В конце 1980-х на завод пришло распоряжение освоить производство вахтовых автобусов на шасси ГАЗ-53-12. В 1989 году на БМЗ на основе фургона для ремонтной мастерской был разработан кузов-фургон «Бийчанин» с пассажирским салоном, получивший индекс 9394, а с 1990 года началось его серийное производство, но уже на шасси ГАЗ-3307.
«модификации на базе «Бийчанина»
С развалом СССР и новой экономической политикой предприятие вышло из состава объединения и, преобразовавшись в ТОО ПКФ «Бийский машиностроительный завод», продолжило осваивать новую автомобильную продукцию.
В эти годы особо актуальными становятся пассажирские и грузопассажирские автомобили повышенной проходимости, которые можно использовать в частном хозяйстве. Делая ставку на такие машины, БМЗ осваивает производство вахтовых автомобилей «Бийчанин» на шасси ГАЗ-66-11. Их отличительная особенность – пассажирская дверь в заднем свесе кузова, что диктовалось расположением бензобаков в базе по обе стороны от рамы.
В 1993 году на базе «Бийчанина» завод разработал автолавку, промтоварный фургон и автомобиль типа «Фермер» с комбинированным кузовом, представлявшим собой пассажирский модуль для перевозки трех человек и грузовую платформу с откидными бортами с краном-укосиной. Последние очень понравились коммунальщикам – небольшая партия таких автомобилей была закуплена городскими службами ЖКХ Бийска.
Глава 3. «Пассажирские и грузопассажирские автомобили»
«АС-Б1 (АС-2937) – грузопассажирские автомобили»
Поскольку спроса на диагностические лаборатории МПР-4844 после развала всей системы «Сельхозтехники» не было, в Бийске на ее базе создали специальный грузопассажирский автомобиль АС-Б1, представлявший собой аналогичный, только застекленный кузов на шасси УАЗ-3303. На первых порах АС-Б1 внешне отличались от МПР-4844 только наличием остекления, однако впоследствии едва ли не каждый год внешность бийских машин подвергалась существенным изменениям вследствие модернизации, как конструкции кузова, так и технологии его изготовления. Год от года АС-Б1 все больше напоминал обычный УАЗ-2206, пока в 1995 году не стал его точной копией.
Удивительно, но поздние выпуски АС-Б1 были так похожи на ульяновские микроавтобусы, что различить их можно было разве что по заднему бамперу и крыше, которая у бийских машин была гладкая и не имела характерных «буханочных» полосок. И это при том, что принцип изготовления этих машин разительно отличался от УАЗовского, ведь эти микроавтобусы создавались на основе шасси УАЗ-3303 и имели трубчатый каркас кузова.
В 1996 году на автомобили АС-Б1 были получены Сертификаты ОТТС и по отраслевой нормали машины получили индекс АС-2937.
Грузопассажирские автомобили выпускались на бийском предприятии с 1990 по 2000 год.
«АС-Б2 – комбинированный спецавтомобиль»
На базе грузопассажирского фургона АС-Б1 в конце 1993 года был разработан комбинированный спецавтомобиль АС-Б2, представлявший собой бортовой УАЗ с двойной 5-местной кабиной. Его кабина также сваривалась из ульяновских комплектующих, из-за чего АС-Б2 оказался фактически полной копией аналогичных грузовичков УАЗ-39091 Ульяновского автозавода и АС-2944 Ульяновского АРЗ. По заказу завод мог устанавливать на АС-Б2 и лебедку с защитой.
В 1996 году на автомобили АС-Б2 были получены Сертификаты ОТТС и по отраслевой нормали машины получили индекс АС-29371.
Комбинированные автомобили выпускались на бийском предприятии с 1993 по 2000 год.
Обе модификации – АС-Б1 и АС-Б2 – расходились в те годы очень быстро. Дефицит автомобилей такого класса за Уралом в середине 90‑х сыграл в пользу БМЗ, ведь заполучить в те годы УАЗ для простого человека было недостижимой целью. Завод, имея налаженные связи в Ульяновске, покупал шасси вне общей очереди и выпускал на их базе по 120–150 машин в месяц. В связи с таким размахом предприятие открыло 3 торговых филиала в других регионах: в Улан-Удэ, Владивостоке и Хабаровске.
«БикаС-01 – современный микроавтобус»
В апреле 1994 года Россия получила ГАЗ-3302 «ГАЗель». Как и многие другие, бийчане тоже приложили свою руку к тому, чтобы первыми изготовить микроавтобус на шасси ГАЗ-3302, тем более что возможности выпускать подобную технику у БМЗ были. Так был дан старт работам по проектированию новой пассажирской машины.
Первый образец микроавтобуса «БикаС-01» был собран уже к концу 1994 года. По конструкции кузова новый микроавтобус весьма походил на появившийся значительно позднее «Соболь-Баргузин», поскольку обладал сдвижной боковой дверью оригинальной конструкции собственной разработки БМЗ, подъемной дверью багажного отделения и низкой крышей (соответствующей по высоте кабине базового шасси). При этом все боковые окна пассажирского салона имели сдвижные стекла. Мелкосерийный выпуск БикаС-01 был развернут уже в первой половине 1995 года.
«БикаС-02 – бортовой грузовик с двухрядной кабиной»
В феврале 1995-го на базе пассажирского микроавтобуса БикаС-01 разработали бортовой вариант с двойной кабиной БикаС-02. Надо отметить, что у опытного образца не было второй пассажирской двери – она появилась лишь на серийных машинах.
По поводу бийских «БикаСов» поднялась большая шумиха в прессе тех лет, так как на БМЗ старались максимально разрекламировать свой товар и свои возможности. Эти машины участвовали во многих региональных и всероссийских мероприятиях, а БикаС-02 с дверью для второго ряда сидений получил Золотую медаль на Промышленной выставке 1995 года в Ульяновске.
Однако массовое производство «БикаСов» Бийский машзавод освоить не смог. Неблагополучная финансовая ситуация на заводе к тому времени позволила выпустить по обходным технологиям в 1995 году порядка 50 машин БикаС-01 и БикаС-02, многие из которых попали на Кузбасс в собственность Новокузнецкого металлургического комбината, должником которого был БМЗ.
«АС – спецавтомобили на шасси ГАЗ-33021»
На шасси ГАЗ-33021 были разработаны автомобилис кузовами фургонного типа,унифицированные с фургонами модели 9394 «Бийчанин»:
— АС-01 – автолавка;
— АС-02 – промтоварный изотермический фургон;
— АС-03 «Вахта» – вахтовый автомобиль на шасси ГАЗ-3302 «Газель» считался альтернативой стандартных микроавтобусов на том же шасси, при этом бийские машины приспособили для перевозки ремонтных бригад с инструментом и инвентарем.
Их производство в небольшом количестве продолжалось около двух лет – с 1996 по 1998 год.
«Фургоны – последняя продукция завода»
Завод неоднократно пытался предложить своему потребителю что-то новое. Например, в 1997 году выпустили партию из 20 фургонов на шасси дизельных ЗИЛ-5301, на одном из них даже удлинили кабину, добавив второй ряд сидений. Производил жесткие тенты на шасси ГАЗ-2310 «Соболь». А также по заказу турфирмы изготовил два экземпляра вахтовых автомобилей на шасси ЗИЛ-131Н.
Но все это уже не могло спасти предприятие. В 1998 году ТОО ПКФ «Бийский машиностроительный завод», не справившись с экономическими неурядицами, как и многие российские производители, было признано несостоятельным. Внешнее управление, конкурсное производство… пока длились все эти проволочки, завод растаскивали по кусочкам.
В 2000 году Бийский машзавод как юридическое лицо был ликвидирован. Оставшиеся работники, которые смогли спасти часть производственного оборудования и документации, на той же территории, но уже в небольших масштабах смогли сохранить производство фургонов. Новая фирма под названием ООО ПКФ «Бийский машиностроитель» выпускает разнообразные автофургоны под конкретные заказы – от промтоварных и аварийных до вахтовых в исполнении «люкс», а также изготовляет и ремонтирует сельхозтехнику, занимается ремонтом автомобилей вплоть до капитального.
Источники фото и информации:
- журнал «Грузовик пресс»
- книга С. Канунников, М. Шелепенков «Отечественныые автобусы и троллейбусы 1900-2000″
- форум rcforum.ru
- сайт cartruckbus.ru