….

Март 22, 2014
от
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (10000 голос, average: 5 out of 5)
Loading...Loading...

Глава 3. «Автобусы на новом шасси»

 

 «Кубань-Г1А – новое семейство автобусов»

За основу для разработки нового семейства на шасси ГАЗ-51А взяли автобус «Кубань-66» и подвергли его доработке: упростили заднюю часть автобуса, отказавшись от выступающего багажника и панорамных задних стекол. Однако на новых автобусах оставили от «Кубань-66» последние боковые стекла с обратным наклоном, которые устанавливали на серийных автобусах до 1972 года.  Новое семейство автобусов получило название «Кубань-Г1» и включало в себя следующие модификации:

  • Кубань-Г1А – пассажирский автобус;
  •  Кубань-Г1Б – передвижная автобиблиотека;
  • Кубань-Г1Л – передвижная автокниголавка;
  • Кубань-Г1К – передвижной автоклуб;
  • Кубань-Г1М – передвижной автомузей.

В начале 1967 года начали выпуск пассажирского автобуса «Кубань-Г1А», которая послужила базой для автобиблиотеки,  автокниголавки, автоклуба и автомузея.

Автобиблиотеки «Кубань-Г1Б»  использовались в СССР для обслуживания отдаленных населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек. Эти автобусы стали основным средством доставки книг. Перемещение автобиблиотеки по району было подчинено строгому расписанию, и прибытие автобуса ожидали заранее. Внутреннее оборудование этого автобуса определялось удобством для библиотекаря и читателей, но салон передвижных библиотек был настолько тесен, что в нем нельзя было создать читальный зал даже для нескольких посетителей. Имелся только один маленький столик у выхода, за которым работал библиотекарь. Другой столик за креслом водителя был занят звуковоспроизводящей аппаратурой. Кафедра выдачи книг и маленькое хранилище находились за перегородкой. Перед отправлением автобуса столы складывались, книги помещались в ящики под столами. А на следующей стоянке их приходилось вновь раскладывать. При такой перевозке издания быстро портились, но несмотря на неудобства передвижная автобиблиотека стала незаменимой в отношении доставки книг в отдаленные уголки по всей стране.

Автокниголавки «Кубань-Г1Л»  обеспечивали местное население книгами, журналами и газетами.

Автоклубы «Кубань-Г1К»  предназначались для организации культурно-просветительной работы на фермах, в полеводческих и тракторных бригадах колхозов и совхозов. Эти автобусы оснащались киноаппаратурой для показа  фильмов, палаткой, умывальником и гримерной,  а в салоне для актеров предусматривались раскладные спальные места.

Автомузеи «Кубань-Г1М» также были предназначены для обеспечения культурного досуга на фермах, в полеводческих и тракторных бригадах колхозов и совхозов. Автомузеи оборудовались витринами с диафильмами и специальными голограммами с изображением предметов искусства.

Выпуск автобусов семейства «Кубань-Г1» продолжался с марта 1967 по 1978 год и был под бдительным контролем Министерства культуры. Именно эти автобусы сыграли немалую роль в культурно-просветительной работе на селе.

Ранний вариант автобуса (до 1972 года)

Ранний вариант автобуса (до 1972 года)

 

Поздний вариант автобуса (после 1972 года)

Поздний вариант автобуса (после 1972 года)

 

Поздний вариант автобуса (после 1972 года)

Поздний вариант автобуса (после 1972 года)

 

Поздний вариант автобуса (после 1972 года)

Поздний вариант автобуса (после 1972 года)

 

«Кубань-Г1А1 – легкая модернизация»

В 1975 году в производстве произошел переход со старого шасси ГАЗ-51А на новое шасси ГАЗ-52-04. С переходом на новое шасси был модернизирован и кузов автобуса: изменена форма решетки радиатора, под лобовым стеклом появились ручки и подножки под бампером для более удобного протирания с наружи лобового стекла. Новый автобус получил название «Кубань-Г1А1».

Были также разработана модификации:

  • Кубань-Г1Б1 –  автобиблиотека;
  • Кубань-Г1Л1 – передвижная автокниголавка;
  • Кубань-Г1К1 – передвижной автоклуб;
  • Кубань-Г1М1 – передвижной автомузей.

На базе автобуса также были созданы прототипы – передвижные парикмахерские стоматологические салоны.

Автобусы этого семейства выпускались в Краснодаре с 1978 по 1985 год.

В конце 1970-х голов выпуск автобусов составлял до 9000 штук в год. Министерству культуры требовалось лишь около 60% общего объема выпуска автобусов «Кубань» для обеспечения подведомственных учреждений, а остальные 40% продукции распределялись по заказам сторонних организаций. Автобусы в СССР всегда были дефицитом и за ними стояла очередь, поэтому чиновники  из Роскультуры неплохо зарабатывали на продаже краснодарских автобусов. «Кубани» пользовались большим спросом у промышленных и строительных предприятий, колхозов и совхозов. Поэтому в обход выделенных квот на новые шасси автобусы часто изготовляли на шасси, предоставленном заказчиком (т.н. «давальческом шасси»). Такие автобусы учитывались как новые, хотя «давальческое шасси» не всегда было таким.

Кубань-Г1А1

Кубань-Г1А1

 

Кубань-Г1А1 вид сзади

Кубань-Г1А1 вид сзади

 

передвижная парикмахерская на базе Кубань-Г1А1

передвижная парикмахерская на базе Кубань-Г1А1

 

«Кубань-Г1А1-01 – удлиненная версия автобуса»

В 1982 году на краснодарском предприятии начат выпуск длиннобазной модификации автобуса «Кубань-Г1А1-01» на шасси ГАЗ-53А. Благодаря использованию более длинного шасси удалось повысить количество мест в салоне, а кузов автобуса получил дополнительное небольшое окно перед задней стойкой крыши.

Были также разработана модификации:

  • Кубань-Г1Б1-01 –  автобиблиотека;
  • Кубань-Г1Л1-01 – передвижная автокниголавка;
  • Кубань-Г1К1-01 – передвижной автоклуб;
  • Кубань-Г1М1-01 – передвижной автомузей.

В это же время директором завода стал инициативный и энергичный Евгений Бабичев.

Автобусы «Кубань-Г1А1-01» выпускались с 1982 по 1989 год. Следует отметить, что автобусы  «Кубань-Г1А1» и «Кубань-Г1А1-01» выпускались параллельно до 1985 года.

Автобусы «Кубань-Г1А1-01» пользовались большим спросом у сторонних организаций, особенно колхозов и совхозов.

Кубань-Г1А1-01

Кубань-Г1А1-01

 

«Кубань-Г1А1-02 – последняя модернизация семейства»

Автобусы «Кубань-Г1А1-01» стремительно устаревали и в 1989 года на заводе приняли решение о модернизации автобуса. На смену прежнему шасси ГАЗ-53А пришло новое ГАЗ-53-11 и произведен легкий рестайлинг кузова: изменена форма крыши и появились задние фонари и передние подфарники нового образца, при это подфарники были перенесены с боковин передней маски ближе к решетки радиатора, а размер боковой  пассажирской двери значительно выступил за нижний край кузова автобуса.

Были также разработана модификации:

  • Кубань-Г1Б1-02 –  автобиблиотека;
  • Кубань-Г1Л1-02 – передвижная автокниголавка;
  • Кубань-Г1К1-02 – передвижной автоклуб;
  • Кубань-Г1М1-02 – передвижной автомузей.

Автобусы «Кубань-Г1А1-02» выпускались с 1989 по 1993 год. Именно эта модель 22 апреля 1989 года становится 100-тысячным автобусом марки «Кубань».

Вопреки распространенному мнению на Краснодарском механическом заводе была очень высокая культура производства: серийные автобусы производились на поточном конвейере с использованием полуавтоматических линий сварки каркаса и покрасочных камер. Это позволяло выпускать автобусы большими «тиражами».

автобус Кубань-Г1А1-02

автобус Кубань-Г1А1-02

100-тысячный автобус Кубань-Г1А1-02

100-тысячный автобус Кубань-Г1А1-02

 

Продолжение следует…

Метки: ,

Написать ответ

Яндекс.Метрика