….
Павловский
ремонтно-механический
завод
«1958-2004»
Глава 1. «Завод для ремонта сельскохозяйственной техники»
Павловский завод, обеспечивающий ремонт сельскохозяйственной техники, вырос из машинотракторной станции, образованной на Алтае в рабочем поселке Павловск 1 июля 1958 года. Через три года машинотракторную станцию переименовали в Ремонтно-техническую станцию, а с 1966 года на базе РТС возникло Павловское районное объединение «Сельхозтехника».
Сначала на Павловском предприятии занимались ремонтом тракторов. Позже, во времена «Сельхозтехники», был организован массовый капремонт автомобилей ГАЗ-69. Этих автомобилей тогда много было на селе, и эксплуатировались они нещадно. Поступали они по разнарядке сотнями. Некоторые экземпляры нельзя было восстановить, поэтому приходилось ставить на них новые, «ремонтные» кузова, выпускавшиеся на Ново-Брянском ремонтном заводе.
В 1978 году ГАЗ-69 уступили место УАЗ-469. Их капремонт осуществлялся вплоть до середины 1990‑х, причем по заказу устанавливали на них и жесткие металлические тенты собственной конструкции, которые, пользовались большим спросом. Металлические тенты на заводе устанавливали в основном на УАЗ-469, однако были варианты и для бортовых платформ грузовых автомобилей ГАЗ-3302 и ГАЗ-3307.
Глава 2. «Спецавтотранспорт для агропромышленного комплекса»
«У-9110 – передвижные мастерские»
В 1989 году на Павловском предприятии по документации минского филиала ЦОКТБ ГОСНИТИ изготовили партию передвижных ремонтно-диагностических мастерских У-9110. На шасси УАЗ-3303 устанавливали кузов фургонного типа с салоном на 4 человека и грузовым отсеком для инструмента. Это была первая продукция завода.
Всего таких машин совместно с Барнаульским головным заводом объединения сделали 16 экземпляров.
«ТС-3966 «Сибирь» – вахтовые автомобили для агропромышленного комплекса»
В конце 1980-х годов пришло предложение из ПО «Алтайагропромремонт» освоить производство вахтовых автомобилей. В то время производство вахтовых автомобилей внедрялось на многих заводах АПК, но в алтайском регионе таких предприятий не было. В 1989 году главный инженер с директором поехали во Львов покупать документацию.
По привезенной со Львова документации с 1990 года начали выпускать вахтовые автомобили «Волгарь» на шасси ГАЗ-53‑12. На заводе решили дать машинам свое фирменное наименование – ТС-3966 «Сибирь». В месяц изготавливали до 70 таких автомобилей.
Вахтовые автомобили ТС-3966 «Сибирь» выпускали с 1990 по 1998 год.
«ТС-17144 «Ермак» – малый вахтовый автомобиль»
Павловский завод совместно с московским НИПТИ «Агропромпрогресс» по аналогии с «Сибирью» разработал вахтовый автомобиль на шасси УАЗ-3303. В 1991 году собрали первых образец нового вахтового автомобиля, который получил индекс ТС-17144 «Ермак». При разработке этого автомобиля конструкторы просчитались: кузов оказался слишком тяжелым, что повлекло за собой высокий центр тяжести и большой расход топлива.
Однако на заре частного предпринимательства вахтовый автомобиль ТС-17144 «Ермак» имели устойчивый спрос. В месяц изготавливали до 30 экземпляров вахтовых автомобилей. Эти машины были известны далеко за пределами алтайского края. Например, по заказу торговой фирмы ООО «Визави-Центр» отправили несколько десятков машин в Курган.
«АЛТ-1, АЛТ-2, ТС-4210 – опытные разработки завода»
Завод имел ресурсы для того, чтобы проводить собственные НИОКР и проектировать новые машины. Большинство из них, конечно, оставалось в рамках опытных образцов.
Первая машина, которую безрезультатно пытались поставить на конвейер, – это автобус вагонного типа АЛТ-1 на шасси ГАЗ-3307. Эту машину предполагали внедрять на место выпускающегося «Волгаря» на многих заводах. Конструкторы Павловского предприятия совместно с коллегами из НИПТИ разработали проект, но автобус получился бесперспективным… Он имел ряд существенных конструктивных недостатков. Один из примеров: чтобы поменять КП, требовалось снимать кузов.
В 1993 году, собрав первый АЛТ-1, на нем совершили пробную поездку до Заринска и обратно – этого хватило, чтобы решительно отказаться от комплексных испытаний в НИЦИАМТ и свернуть дальнейшие работы по автобусу. В то же время в Красной Пахре на РМЗ успели сделать один кузов АЛТ-1, но так и не собрали его. Первый экземпляр оказался последним, его даже не рискнули его продавать. Кузов от АЛТ-1 до 2007 года валялся в инструментальном цехе. Потом порезали…
В 1993 году изготовили вторую опытную машину – вахтовый автомобиль АЛТ-2 нашасси ГАЗ-66‑22. Ее гоняли на испытания в Дмитров в том же году. Серийно изготовлено около 30 экземпляров.
В 1996 году изготовили вахтовый автомобиль ТС-4210 на шасси ЗИЛ-4331 – за покупкой комплекта чертежей на эту машину у КБ ЗИЛа, ездили в Москву. Сделали только 3 экземпляра: первый – полностью по «зиловской» документации, с вклеенными окнами, установкой кондиционирования, последние два упростили, отказавшись от сложной технологии остекления кузова.
«ТС-17144У – цельнометаллический микроавтобус»
После отмены в 1994 году ввозныхпошлин на иномарки спрос на павловские машины стал резко падать. Предприятие сконцентрироваться на той продукции, которую разбирают, а именно ТС-17144 «Ермак». В то время такие машины полюбились не только фермерам.
Стараясь идти в ногу со временем, завод в 1992 году поставили на производство модернизированный вариант на шасси УАЗа – цельнометаллический микроавтобус ТС‑17144У. По этому автомобилю удалось даже добиться краевого заказа на партию автоклубов 15–20 штук в северном исполнении.
Пассажирские микроавтобусы ТС‑17144У выпускали с 1992 по 1998 год.
«ТС-17144У – цельнометаллический микроавтобус»
Первый опытный образец грузопассажирского микроавтобуса ТС-17144У цвета «серый металлик» на шасси ГАЗ-33021 в Павловске построили в мае 1995 года. В салоне машины напротив распашной входной двери было установлено 2-местное сиденье, за ним – 4-местное, а остальное свободное пространство занимал багажный отсек, доступ в который открывала подъемная дверь в задней стенке кузова. Таким образом, павловские микроавтобусы могли перевозить 8 человек, не считая водителя. Он получился сыроватым, потому что делалось все в основном «на коленке».
К постройке второго образца грузопассажирского микроавтобуса ТС-17144У цвета «форель» подошли уже с учетом анализа сделанных ошибок. Одну из собранных машин изготовили специально по просьбе Ярославской епархии РПЦ для служителей из Ростова Великого в комплектации «люкс». Получилось шестиместное бизнес-купе.
В течение 1995-1996 годов на заводе собрали 17 микроавтобусов ТС-17144У. Большинство из них купило Управление Минздрава г. Красноярска. После появления заводского микроавтобуса в Нижнем Новгороде выпуск таких машин в Павловске стал нерентабелен.
«ТС-39661 и САФ-3307 – последняя продукция завода»
В 1997 году предприятие реорганизовывалось и стало Авторемонтным заводом. Объем производства к концу 1990-х годов сократился до считанных единиц. К тому времени не заводе было налажено производство культиваторов КД-6,2 и почвообрабатывающих агрегатов ПАВ-6Пн, сеялок и бытовых вагончиков для полевых механизаторов…
По единичным заказам изготавливали фургоны в кузове ТС-39661, хлебные фургоны модели САФ-3307, промтоварные фургоны модели ТС-3966‑I и изотермические кузова на шасси ГАЗ-3302. Но это производство уже не спасало ситуации…
Потом было продолжительное банкротство. Последние кузова по индивидуальным заказам на давальческих шасси мы сделали в начале 2004 года, а 29 апреля 2004 года завод признали банкротом и ликвидировали.
После банкротства Павловского ремонтно-механического завода на его месте создали сервисный центр группы компаний «СЭУС-Агро», который занимается техническим обслуживанием голландских комбайнов и выпуском широкого ассортимента простейшей сельхозтехники, типа сеялок, борон и сцепок. В наследство новому предприятию досталась территория бывшего ремонтно-механического завода с заржавевшими воротами проходной; рядом на постаменте выгоревшим до неузнаваемости ГАЗ-69 с металлическим верхом и нарисованными окошками; тут же и бывшая контора – безмолвное двухэтажное кирпичное здание – в которой теперь подобие общежития и притороченная к ней сторожка. Многие работники бывшего Павловского ремзавода остались трудиться на новом предприятии.
Источники фото и информации:
- журнал «Грузовик пресс»
- книга С. Канунников, М. Шелепенков «Отечественныые автобусы и троллейбусы 1900-2000″
- форум rcforum.ru
- сайт cartruckbus.ru