….
Глава 10. «Современный спецавтотранспорт и банкротство предприятия»
«Кубань-ГАЗ-3232 – микроавтобусы на базе «Газели»
В 1995 году на столичном Автосалоне дебютировал элегантный 14-местный микроавтобус Кубань-ГАЗ-3232-01 производства АООТ «АвтоКубань». Первый опытный образец такого микроавтобуса был собран еще в феврале месяце – то есть «АвтоКубань» оказалась в числе пионеров среди разработчиков автобусных кузовов на базе «Газели». Изюминкой выставочного автомобиля являлся бортовой компьютер, который, имея в памяти около 50 вариантов голосового оповещения, предупреждал водителя о незакрытых дверях, непристегнутом ремне безопасности и т.д.
Поскольку кузов Кубань-ГАЗ-3232 был спроектирован в расчете на ту же технологию, по которой краснодарцы уже три десятка лет строили микроавтобусы на шасси УАЗ (стандартная кабина с вырезанной задней стенкой сращивалась со сваренным из прямоугольных труб пространственным каркасом салона, затем получившаяся конструкция обшивалась стальными панелями), запустить новинку в серийное производство не составило труда. Успешному старту помог и вовремя подвернувшийся госзаказ на поставку служебных микроавтобусов и передвижных криминалистических лабораторий для органов МВД и прокуратуры, благодаря которому новые Кубани быстро получили распространение по территории России: хотя бы по одному экземпляру этих оперативных машин получили едва ли не все крупные города.
К 1997 году в Краснодаре выпускалась уже целая гамма модификаций микроавтобусов и грузопассажирских фургонов на шасси ГАЗ-3302 и ГАЗ-33021, каждая из которых по заказу могла иметь один из трех вариантов исполнения двери багажного (грузового) отделения: одностворчатую распашную, двустворчатую распашную или подъемную.
Список модификаций был довольно разнообразен:
— Кубань-ГАЗ-32321 – пассажирский микроавтобус с высокой крышей;
— Кубань-ГАЗ-3232-01-01 – деловое купе с 5-тью пассажирскими местами;
— Кубань-ГАЗ-3232-02 – комби с 9-местной трехрядной кабиной;
— Кубань-ГАЗ-3232-03 – комби двухрядной кабиной и цельнометаллическим фургоном (обычная крыша);
— Кубань-ГАЗ-32321-03 – комби двухрядной кабиной и цельнометаллическим фургоном (высокая крыша).
Также были иготовлены малой серией или в единичных экземплярах:
— Кубань-ГАЗ-3232-010-02 «АСМП» — автомобиль скорой медицинской помощи;
— Кубань-ГАЗ-32321-010-03 – оперативный автомобиль для прокуратуры;
— 9-местный ритуальный микроавтобус на базе Кубань-ГАЗ-3232;
— передвижные лаборатории для энергетиков и связистов;
— специальные микроавтобусы для дорожной службы и МЧС.
Серийные образцы Кубань-ГАЗ-3232 1995 года, которых было выпущено около 100 штук, и большая часть микроавтобусов, изготовленных в 1996 году, имели крышу со скругленными боковыми скатами и характерным козырьком над кабиной с шестью продольными гофрами. Впоследствии конструкция крыши подверглась пересмотру, став более высокой и угловатой. Попутно на ее боковых скатах появились характерные выштамповки, выполняющие функцию ребер жесткости, а передний скат попросту стал заимствоваться от кабины нижегородского «Фермера» ГАЗ-33023. Проведенная модернизация позволила увеличить жесткость кузова и попутно изменить в лучшую сторону внешний вид машин.
Из эстетических соображений дважды менялся задний бампер, эволюционировав от широкого металлического бруса до более ажурной пластиковой конструкции, а в качестве опции покупателям была предложена возможность установки довольно симпатичной задней светотехники от грузовиков Tata вместо примитивных квадратных фонарей от советских автобусов.
«Кубань-ГАЗ-33023 – бортовые грузовики с двухрядными кабинами»
В начале 1996 года на «АвтоКубани» вдобавок к микроавтобусам освоили производство бортовых грузовиков с 7-местными двухрядными кабинами, получивших марку Кубань-ГАЗ-33023. В зависимости от комплектации эти машины могли оснащаться как низкой, так и высокой крышей. По сравнению с аналогичным «Фермером» самого Горьковского автозавода краснодарский «двухкабинник» имел как минимум пару козырей – отдельную дверь для пассажиров второго ряда и увеличенную на одного человека вместимость, а потому имел стабильный спрос.
Однако в 1997 году производство автомобилей на «АвтоКубани» практически остановилось из-за дефицита оборотных средств, возникшего вследствие огромной задолженности перед заводом со стороны краевых властей, не рассчитавшихся за большую партию уже отгруженных микроавтобусов. Последняя машина Кубань-ГАЗ-3232, собранная по заказу Лазаревского управления электросетей, выехала с территории предприятия в конце 1998 года. Завод даже не смог до конца исполнить обязательства по изготовлению спецмашин по госзаказу для Прокуратуры РФ. Вскоре предприятие было признано банкротом и после распродажи имущества ликвидировано 19 декабря 2001 года.
Источники фото и информации:
- журнал «Грузовик пресс» № 11/2006 год
- журнал «Грузовик пресс» № 1/2007 год
- журнал «Автомобиль на службе» № 55/2013 год
- книга С. Канунников, М. Шелепенков «Отечественныые автобусы и троллейбусы 1900-2000″
- форум rcforum.ru
- сайт cartruckbus.ru