….
Апшеронский завод
«Лессельмаш»
«1947-2005»
Глава 1. «Авторемонтный завод для лесной отрасли»
В 1947 году на южной окраине города Апшеронска Краснодарского края начинается строительство Центральные ремонтно-технические мастерские (ЦРММ), которые были сданы в строй 18 ноября 1953 года. Мастерские должны были обеспечить ремонт лесохозяйственных машин и механизмов комбината «Краснодарлес». Объем ремонтных работ составлял 170 тысяч рублей.
С ростом ремонтной базы Центральные ремонтно-технические мастерские реконструировались и расширялись. В 1960 году ЦРММ были реорганизованы в автотрактороремонтный завод (АРТЗ). Завод производил капитальный ремонт автомобилей, тракторов и агрегатов к ним. Объем производства предприятия составлял уже 1 миллион 366 тысяч рублей, а численность работающих – 414 человек.
В 1966 году АРТЗ был переименован в завод лесохозяйственного машиностроения «Лесхозмаш. Наряду с капитальным ремонтом завод начал изготавливать технику лесохозяйственного и сельскохозяйственного назначения. Производственные площади его на тот момент насчитывали 10 тыс. кв. м, численность работающих возросла до 853 человек.
Успехи коллектива перед государством были высоко оценены Правительством. Заводу дважды присуждалось красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. В честь 50-летия Великого Октября завод был награжден памятным Красным знаменем Министерства лесного хозяйства и ЦК профсоюзов. 21 раз завод удостаивался Красного знамени Министерства лесного хозяйства РСФСР и ЦК профсоюзов. 18 членов коллектива были награждены правительственными орденами и медалями, 207 человек — медалью «За доблестный труд».
К 1970 году предприятие было реорганизовано в Апшеронский завод «Лессельмаш». На заводе для нужд Министерства лесного хозяйства наладили выпуск автомобильной техники и лесохозяйственных механизмов (плугов, сеялок, бороны).
Глава 2. «Автобусы для Министерства лесного хозяйства»
«А-51 – первые автобусы на деревянном каркасе»
К производству пассажирских автобусов для нужд Министерства лесного хозяйства РСФСР предприятие приступило в 1970 году. В качестве объекта
производства был выбран автобус с деревянным каркасом кузова, так называемого второго «аремкузовского» проекта на шасси ГАЗ-51А, уже получивший к тому моменту широкое распространение по всему СССР, при этом кузов немного доработали: установили более низкие боковые окна, соответственно, нижняя линия бокового остекления стала выше. Новому автобусу был присвоен индекс А-51.
Пассажирские автобусы А-51 выпускались с 1970 по 1975. Было изготовлено 1157 экземпляров А-51. Эти автобусы предназначались для перевозки вахтовых дежурных бригад в лесной промышленности и изначально поступали по министерской разнарядке только в леспромхозы. Однако известны случаи дальнейшей перепродажи леспромхозами новых автобусов сторонним организациям.
Помимо этого известен как минимум один автобусный кузов производства завода «Лессельмаш», который был сделан в виде вахтового модуля, причём задолго до появления самого класса вахтовых автобусов. Внешне он представлял собой заднюю часть обычного автобусного кузова Апшеронского завода на деревянном каркасе, установленного на стандартное (с кабиной) шасси автомобиля ГАЗ-51А.
«А-52 и А-53 – старый кузов на новых шасси»
На рубеже 1975-1976 годов произошла смена базового автобуса: вместо снятого с производства шасси ГАЗ-51А на завод стали поступать шасси ГАЗ-52-04 и
ГАЗ-53А.
На шасси ГАЗ-52-04 монтировался кузов от А-51 без изменений. Такому автобусу присвоили индекс А-52. На шасси ГАЗ-53А также монтировался кузов от автобуса А-51, но с перенесенными на 40 см колесными арками. Этой версии был присвоен индекс А-53.
Автобусы с деревянным каркасом А-52 и А-53 выпускались на апшеронском предприятии с 1975 по 1987 год. За этот период было изготовлено 1478 автобусов А-52 и 1400 автобусов А-53.
Помимо этого заводом было изготовлено 1723 комплектных автобусных деревометаллических кузова для замены уже износившихся или для самостоятельной установки их на шасси силами заказчика.
«А-52 и А-53 – модернизированные автобусы»
В 1987 году на «Лессельмаше» поставили крест на производстве автобусов с деревянным каркасом и перешли на производство автобусов с цельнометаллическими кузовами. Технологию изготовления цельнометаллических автобусов позаимствовали на Краснодарском механическом заводе «Кубань».
Новый кузов на шасси ГАЗ-52-04 стал заметно выше, пассажирская и водительская двери сделаны с наклонной стойкой, а пассажирских окна было всего три. У нового автобуса остался прежний индекс А-52.
Автобус на шасси ГАЗ-53-12 так же получил новый высокий кузов, при этом пассажирская и водительская двери имели уже прямые стойки, а более длинный кузов получил четвертое пассажирской окно. Этот автобус также сохранил прежний индекс А-53.
Кроме того существовал автобус А-52 позднего типа, практически унифицированный с автобусов А-53 – имел четыре окна на боковине заднее стекло квадратное и задние фонари современной формы, но передняя стойка осталось по-прежнему наклонной.
Кузова пассажирских автобусов в процессе производства имели разные размеры и формы задних окон и фонарей. Причем все эти варианты выпускались непосредственно заводом:
По заказу Апшеронской автобазы городского коммунального хозяйства «Лессельмаш» изготовил в единственном экземпляре катафалк на базе автобуса А-53. В задней части автобуса сиденья размещались вдоль бортов, а гроб с прахом усопшего устанавливался вдоль во ходу движения автобуса между сиденьями. Внешнее же отличие от базовой модели автобуса А-53 заключалось в наличии двери в корме вместо обычного багажного люка.
Также на предприятии было установлено 9 цельнометаллических автобусных кузовов типа А-53 на шасси ГАЗ-3307.
Автобусы А-52 и А-53 производили на апшеронском предприятии с 1987 по 1990 год. За этот период было изготовлено 45 автобусов А-52, 516 автобусов А-53 и 9 автобусов типа А-53 на шасси ГАЗ-3307. Поставлялись эти автобусы в основном в различные Леспромхозы.
«Вахтовый автобус на базе ГАЗ-52-04»
На заводе предпринимались попытки переделать цельнометаллический автобусный кузов в вахтовый вариант. Такие гибриды вахтового и обычного автобуса строили на шасси ГАЗ-52-04.
В 1990 году производство пассажирских автобусов на заводе «Лессельмаш» было полностью свёрнуто в пользу более простых и современных вахтовых автобусов модульного типа собственной разработки. В общей сложности на предприятии успели изготовить 4035 автобусов с деревянным каркасом кузова и 570 с металлическим плюс еще 1723 комплектных деревометаллических кузова для самостоятельной установки на шасси силами заказчика.
Продолжение следует…