….
Глава 7. «Перспективные разработки»
«ККТ-3917 «Кубань» – современный автоклуб»
1969 и 1971 годы – во Франции фурор: на престижных международных автобусных выставках советские автобусы марки «ПАЗ» занимают практически все призовые места, оставив далеко позади зарубежных конкурентов. Перспективные модели ПАЗ «Турист», ставшие сенсацией в глазах всей мировой общественности, прославили и своего создателя – молодого конструктора-дизайнера Соколова Юрия Васильевича, работавшего тогда в конструкторско-экспериментальном отделе ПАЗа.
В 1972 году Соколова командировали на месяц в Краснодар по просьбе ПКТИ «Культтехника» (бывшего Краснодарского филиала Государственного института «Гипротеатр»), который являлся головной проектной организацией по разработке спецавтотранспорта для Министерства культуры РСФСР, и в частности, для Механического завода «Кубань».
В итоге краснодарская командировка дизайнера вылилась в постоянное место жительства. Соколова переманили работать в «Культтехнику», где он со свежими силами начал трудиться над своим новым проектом, задуманным еще в Павлово. Новый автобус получил индекс ККТ-3917. Этот автоклуб нового поколения, по идее автора, должен был стать одним из самых современных отечественных автобусов.
Работа по созданию перспективной модели для завода «Кубань» началась уже в 1972 году. Спустя два года, в 1974-м, в экспериментальном цехе института был готов первый опытный образец автоклуба. От остальных автобусов того времени он выгодно отличался современными квадратными формами, большой площадью остекления, углубленными дверными ручками и запасным аварийным выходом для пассажиров с левой стороны кузова.
Несмотря на применение шасси грузового автомобиля ГАЗ-53, автоклуб соответствовал всем необходимым требованиям безопасности и комфорта: двухконтурная система торможения, подвеска с дополнительными амортизаторами, салон с удобными мягкими креслами. В салоне автоклуба кроме 12 мест для пассажиров предусматривался грузовой отсек в задней части кузова, в который можно было попасть из салона и снаружи, используя дверь аварийного выхода. В этом отсеке располагались вся необходимая аппаратура и другой инвентарь, который использовался для проведения культурно-массовых мероприятий в чистом поле…
Испытания опытного образца автоклуба показали, что он в полной мере мог бы сменить на конвейере устаревшую модель «Кубань-Г1К». В 1978 году на заводе «Кубань» собрали партию из нескольких автоклубов ККТ-3917, которые несколько отличались от первого, но это в основном касалось декоративных элементов кузова и салона: поменяли бамперы, отверстия обдува ветрового стекла, появился аварийный выход в окне с
правой стороны, добавилась декоративная надпись «Кубань» впереди. Один из таких модернизированных автоклубов был представлен в Москве на Всероссийском съезде работников культуры и рекомендован к серийному производству. На промышленный образец было получено авторское свидетельство Государственного комитета по делам изобретений и открытий за № 8172. Оно в дальнейшем стало поводом для спора над авторством дизайна ПАЗ-3205, который, по сути, повторял черты краснодарского автоклуба. Но поскольку Соколов начинал работать на ПАЗе, то конфликт с авторством замяли: все-таки идеи разрабатывались совместно, задолго до его переезда в Краснодар. Просто так сложилось, что воплотили эту задумку в жизнь первыми именно на заводе «Кубань»…
Новый автоклуб планировался как базовая модель, на основе которой предполагалось выпускать и другие спецавтомобили: автобус, автомузей, автобиблиотеку и метрологическую лабораторию. Последние два, к сожалению, так и остались только на бумаге.
«ККТ-3208 «Кубань» – современный пассажирский автобус»
Спроектированный специалистами института «Культтехника» автобус ККТ-3208 стал первой модификацией автоклуба ККТ-3917. Впервые его показали широкой публике на выставке республиканского промышленного объединения «Роскульттехника», которая проходила на ВДНХ СССР осенью 1981 года. ККТ-3208 представлял собой все тот же по конструкции автоклуб, но с другой планировкой салона и без аварийной двери. Однако на модернизированном автобусе второго выпуска (1983 год) дверь запасного выхода вернули на свое место.
«ККТ-Т11.02 «Кубань» – современный автомузей»
После автобуса ПКТИ «Культтехника» продемонстрировал модель автомузея ККТ-Т11.02. Первый опытный образец был построен в экспериментальном цехе института осенью 1984 года. Этот автобус представлял собой передвижную голографическую выставку, в салоне которой располагались компактные экраны с размещенными в них голограммами предметов живописи и искусства. Первая выставка внутри этого автомузея была посвящена предстоящей памятной дате – 40-летию Победы: об этом свидетельствовали плакаты и афиши в боковых окнах автобуса, которые выполняли функцию витрин.
В конце 1980-х годов автомузей был модернизирован: исчезло боковое остекление, несколько изменилась внешность. Автомузеи второго поколения, выпущенные небольшой партией, были распределены по краеведческим музеям городов: Краснодар, Иваново, Владимир и Томск.
«Кубанец-Т12.02 – современный компактный автоклуб»
Краснодарский механический завод совместно с проектным институтом «Культтехника» в дополнение к автобусу-автоклубу ККТ-3917 в начале 1980-х годов задумали разработку новой модели компактного автоклуба на ульяновском шасси (УАЗ) с отдельным пассажирским модулем, который получил название «Кубанец-Т12.02».
Первые опытные образцы таких автоклубов появились в 1984 году, а с 1987 года началось их серийное производства.
Автоклубы «Кубанец-Т12.02» выпускались в нескольких вариантах:
- Кубанец-Т12.02 – пятиместный, включая пассажирское место в кабине водителя;
- Кубанец-Т12.02А – семиместный, включая пассажирское место в кабине водителя;
- Кубанец-Т12.02В – восьмиместный, включая пассажирское место в кабине водителя.
Все эти варианты при одинаковом назначении комплектовались различным набором оборудования. Самым укомплектованным оборудованием был «Кубанец-Т12.02», а самой скромной комплектацией за счет увеличения числа мест являлся «Кубанец-Т12.02В», в котором были только магнитофон, киноустановка и приспособление для наглядной агитации. Семиместный автоклуб «Кубанец-Т12.02А» снабжался, кроме того, усилителем звука с акустическими колонками, киносъемочным аппаратом и фотоаппаратом, видимо, для того, чтобы запечатлевать успехи колхозников и пропагандировать их в соседних районах.
Распределялись машины исключительно по линии Министерства культуры, и к 1990-му они были в распоряжении не только филармоний и различных концертных объединений, но и в большинстве театров, музеев и других культурных учреждений, но позже использовались и для других нужд. Например, на базе автоклуба «Кубанец-Т12.02» была создана передвижная диагностическая станция ГАИ.
На первый взгляд «Кубанец-Т12.02» стал удобнее, чем «Кубанец-У1К1»: увеличился внутренний объем салона, а самое главное – стал выше потолок. Но не всем потребителям новинка пришлась по душе – основное нарекание вызывало отсутствие прямой связи между кабиной и пассажирском салоном.
Новые автоклубы выпускались с 1987 по 1995 год.
Спецавтобусы серии ККТ не получили широкого распространения, хотя у завода «Кубань» были в то время производственные мощности для выпуска этих машин. Просто на предприятии с нетерпением ждали строительства нового конвейера: в середине 1980-х ЦК КПСС утвердил план реконструкции КМЗ и строительство новых цехов на выделенной территории площадью более 11 га, поэтому новую модель не спешили осваивать в старых цехах.
Однако последовавшая перестройка, а за ней и развал страны не позволили осуществить задуманное: разработанный проект нового предприятия так и остался лишь проектом. Около 200 построенных по заказам министерства спецмашин ККТ, большинство из которых – голографические музеи – «растворились» на просторах СССР.
Продолжение следует…