….

Апрель 20, 2014
от
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (10000 голос, average: 5 out of 5)
Loading...Loading...

 

Глава 7. «Перспективные разработки»

«ККТ-3917 «Кубань» – современный автоклуб»

1969 и 1971 годы – во Франции фурор: на престижных международных автобусных выставках советские автобусы марки «ПАЗ» занимают практически все призовые места, оставив далеко позади зарубежных конкурентов. Перспективные модели ПАЗ «Турист», ставшие сенсацией в глазах всей мировой общественности, прославили и своего создателя – молодого конструктора-дизайнера Соколова Юрия Васильевича, работавшего тогда в конструкторско-экспериментальном отделе ПАЗа.

ККТ-3917 опытный образец, 1974 г.

ККТ-3917 опытный образец, 1974 г.

В 1972 году Соколова командировали на месяц в Краснодар по просьбе ПКТИ «Культтехника» (бывшего Краснодарского филиала Государственного института «Гипротеатр»), который являлся головной проектной организацией по разработке спецавтотранспорта для Министерства культуры РСФСР, и в частности, для Механического завода «Кубань».

В итоге краснодарская командировка дизайнера вылилась в постоянное место жительства. Соколова переманили работать в «Культтехнику», где он со свежими силами начал трудиться над своим новым проектом, задуманным еще в Павлово. Новый автобус получил индекс  ККТ-3917. Этот автоклуб нового поколения, по идее автора, должен был стать одним из самых современных отечественных автобусов.

Работа по созданию перспективной модели для завода «Кубань» началась уже в 1972 году. Спустя два года, в 1974-м, в экспериментальном цехе института был готов первый опытный образец автоклуба. От остальных автобусов того времени он выгодно отличался современными квадратными формами, большой площадью остекления, углубленными дверными ручками и запасным аварийным выходом для пассажиров с левой стороны кузова.

салон ККТ-3917

салон ККТ-3917

Несмотря на применение шасси грузового автомобиля ГАЗ-53, автоклуб соответствовал всем необходимым требованиям безопасности и комфорта: двухконтурная система торможения, подвеска с дополнительными амортизаторами, салон с удобными мягкими креслами. В салоне автоклуба кроме 12 мест для пассажиров предусматривался грузовой отсек в задней части кузова, в который можно было попасть из салона и снаружи, используя дверь аварийного выхода. В этом отсеке располагались вся необходимая аппаратура и другой инвентарь, который использовался для проведения культурно-массовых мероприятий в чистом поле…

Испытания опытного образца автоклуба показали, что он в полной мере мог бы сменить на конвейере устаревшую модель «Кубань-Г1К». В 1978 году на заводе «Кубань» собрали партию из нескольких автоклубов ККТ-3917, которые несколько отличались от первого, но это в основном касалось декоративных элементов кузова и салона: поменяли бамперы, отверстия обдува ветрового стекла, появился аварийный выход в окне с

ККТ-3917 второй серии, 1978 г.

ККТ-3917 второй серии, 1978 г.

правой стороны, добавилась декоративная надпись «Кубань» впереди. Один из таких модернизированных автоклубов был представлен в Москве на Всероссийском съезде работников культуры и рекомендован к серийному производству. На промышленный образец было получено авторское свидетельство Государственного комитета по делам изобретений и открытий за № 8172. Оно в дальнейшем стало поводом для спора над авторством дизайна ПАЗ-3205, который, по сути, повторял черты краснодарского автоклуба. Но поскольку Соколов начинал работать на ПАЗе, то конфликт с авторством замяли: все-таки идеи разрабатывались совместно, задолго до его переезда в Краснодар. Просто так сложилось, что воплотили эту задумку в жизнь первыми именно на заводе «Кубань»…

Новый автоклуб планировался как базовая модель, на основе которой предполагалось выпускать и другие спецавтомобили: автобус, автомузей, автобиблиотеку и метрологическую лабораторию. Последние два, к сожалению, так и остались только на бумаге.

«ККТ-3208 «Кубань» – современный пассажирский автобус»

Спроектированный специалистами института «Культтехника» автобус ККТ-3208 стал первой модификацией автоклуба ККТ-3917. Впервые его показали широкой публике на выставке республиканского промышленного объединения «Роскульттехника», которая проходила на ВДНХ СССР осенью 1981 года. ККТ-3208 представлял собой все тот же по конструкции автоклуб, но с другой планировкой салона и без аварийной двери. Однако на модернизированном автобусе второго выпуска (1983 год) дверь запасного выхода вернули на свое место.

Модернизированный вариант автобуса ККТ-3208, 1983 г.

Модернизированный вариант автобуса ККТ-3208, 1983 г.

Первый вариант автобуса ККТ-3208 на выставке «Роскульттехника-81»

Первый вариант автобуса ККТ-3208 на выставке
«Роскульттехника-81»

«ККТ-Т11.02 «Кубань» – современный автомузей»

После автобуса ПКТИ «Культтехника» продемонстрировал модель автомузея ККТ-Т11.02. Первый опытный образец был построен в экспериментальном цехе института осенью 1984 года. Этот автобус представлял собой передвижную голографическую выставку, в салоне которой располагались компактные экраны с размещенными в них голограммами предметов живописи и искусства. Первая выставка внутри этого автомузея была посвящена предстоящей памятной дате – 40-летию Победы: об этом свидетельствовали плакаты и афиши в боковых окнах автобуса, которые выполняли функцию витрин.

В конце 1980-х годов автомузей был модернизирован: исчезло боковое остекление, несколько изменилась внешность. Автомузеи второго поколения, выпущенные небольшой партией, были распределены по краеведческим музеям городов: Краснодар, Иваново, Владимир и Томск.

Опытный образец ККТ-Т11.02 на испытаниях

Опытный образец ККТ-Т11.02 на испытаниях

салон ККТ-Т11.02

салон ККТ-Т11.02

Автомузей ККТ-Т11.02 второго поколения

Автомузей ККТ-Т11.02 второго поколения

«Кубанец-Т12.02 – современный компактный автоклуб»

Краснодарский механический завод  совместно с проектным институтом «Культтехника» в дополнение к автобусу-автоклубу ККТ-3917 в начале 1980-х годов задумали разработку новой модели компактного автоклуба на ульяновском шасси (УАЗ) с отдельным пассажирским модулем, который получил название «Кубанец-Т12.02».

Первые опытные образцы таких автоклубов появились в 1984 году, а с 1987 года началось их серийное производства.

Автоклубы «Кубанец-Т12.02» выпускались в нескольких вариантах:

  • Кубанец-Т12.02 – пятиместный, включая пассажирское место в кабине водителя;
  • Кубанец-Т12.02А – семиместный, включая пассажирское место в кабине водителя;
  • Кубанец-Т12.02В – восьмиместный, включая пассажирское место в кабине водителя.

Все эти варианты при одинаковом назначении комплектовались различным набором оборудования. Самым укомплектованным оборудованием был «Кубанец-Т12.02», а самой скромной комплектацией за счет увеличения числа мест являлся «Кубанец-Т12.02В», в котором были только магнитофон, киноустановка и приспособление для наглядной агитации. Семиместный автоклуб «Кубанец-Т12.02А» снабжался, кроме того, усилителем звука с акустическими колонками, киносъемочным аппаратом и фотоаппаратом, видимо, для того, чтобы запечатлевать успехи колхозников и пропагандировать их в соседних районах.

Распределялись машины исключительно по линии Министерства культуры, и к 1990-му они были в распоряжении не только филармоний и различных концертных объединений, но и в большинстве театров, музеев и других культурных учреждений, но позже использовались и для других нужд. Например, на базе автоклуба «Кубанец-Т12.02» была создана передвижная диагностическая станция ГАИ.

На первый взгляд «Кубанец-Т12.02» стал удобнее, чем «Кубанец-У1К1»: увеличился внутренний объем салона, а самое главное – стал выше потолок. Но не всем потребителям новинка пришлась по душе – основное нарекание вызывало отсутствие прямой связи между кабиной и пассажирском салоном.

Новые автоклубы выпускались с 1987 по 1995 год.

автоклуб Т12.02

автоклуб Т12.02

автоклуб Т12.02

автоклуб Т12.02

передвижная диагностическая станция ГАИ на базе Т12.02

передвижная диагностическая станция ГАИ на базе Т12.02

Спецавтобусы серии ККТ не получили широкого распространения, хотя у завода «Кубань» были в то время производственные мощности для выпуска этих машин. Просто на предприятии с нетерпением ждали строительства нового конвейера: в середине 1980-х ЦК КПСС утвердил план реконструкции КМЗ и строительство новых цехов на выделенной территории площадью более 11 га, поэтому новую модель не спешили осваивать в старых цехах.

Однако последовавшая перестройка, а за ней и развал страны не позволили осуществить задуманное: разработанный проект нового предприятия так и остался лишь проектом. Около 200 построенных по заказам министерства спецмашин ККТ, большинство из которых – голографические музеи – «растворились» на просторах СССР.

 

Продолжение следует…

Метки: ,

Написать ответ

Яндекс.Метрика