….
Глава 3. «Автобусы на новом шасси»
«Кубань-Г1А – новое семейство автобусов»
За основу для разработки нового семейства на шасси ГАЗ-51А взяли автобус «Кубань-66» и подвергли его доработке: упростили заднюю часть автобуса, отказавшись от выступающего багажника и панорамных задних стекол. Однако на новых автобусах оставили от «Кубань-66» последние боковые стекла с обратным наклоном, которые устанавливали на серийных автобусах до 1972 года. Новое семейство автобусов получило название «Кубань-Г1» и включало в себя следующие модификации:
- Кубань-Г1А – пассажирский автобус;
- Кубань-Г1Б – передвижная автобиблиотека;
- Кубань-Г1Л – передвижная автокниголавка;
- Кубань-Г1К – передвижной автоклуб;
- Кубань-Г1М – передвижной автомузей.
В начале 1967 года начали выпуск пассажирского автобуса «Кубань-Г1А», которая послужила базой для автобиблиотеки, автокниголавки, автоклуба и автомузея.
Автобиблиотеки «Кубань-Г1Б» использовались в СССР для обслуживания отдаленных населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек. Эти автобусы стали основным средством доставки книг. Перемещение автобиблиотеки по району было подчинено строгому расписанию, и прибытие автобуса ожидали заранее. Внутреннее оборудование этого автобуса определялось удобством для библиотекаря и читателей, но салон передвижных библиотек был настолько тесен, что в нем нельзя было создать читальный зал даже для нескольких посетителей. Имелся только один маленький столик у выхода, за которым работал библиотекарь. Другой столик за креслом водителя был занят звуковоспроизводящей аппаратурой. Кафедра выдачи книг и маленькое хранилище находились за перегородкой. Перед отправлением автобуса столы складывались, книги помещались в ящики под столами. А на следующей стоянке их приходилось вновь раскладывать. При такой перевозке издания быстро портились, но несмотря на неудобства передвижная автобиблиотека стала незаменимой в отношении доставки книг в отдаленные уголки по всей стране.
Автокниголавки «Кубань-Г1Л» обеспечивали местное население книгами, журналами и газетами.
Автоклубы «Кубань-Г1К» предназначались для организации культурно-просветительной работы на фермах, в полеводческих и тракторных бригадах колхозов и совхозов. Эти автобусы оснащались киноаппаратурой для показа фильмов, палаткой, умывальником и гримерной, а в салоне для актеров предусматривались раскладные спальные места.
Автомузеи «Кубань-Г1М» также были предназначены для обеспечения культурного досуга на фермах, в полеводческих и тракторных бригадах колхозов и совхозов. Автомузеи оборудовались витринами с диафильмами и специальными голограммами с изображением предметов искусства.
Выпуск автобусов семейства «Кубань-Г1» продолжался с марта 1967 по 1978 год и был под бдительным контролем Министерства культуры. Именно эти автобусы сыграли немалую роль в культурно-просветительной работе на селе.
«Кубань-Г1А1 – легкая модернизация»
В 1975 году в производстве произошел переход со старого шасси ГАЗ-51А на новое шасси ГАЗ-52-04. С переходом на новое шасси был модернизирован и кузов автобуса: изменена форма решетки радиатора, под лобовым стеклом появились ручки и подножки под бампером для более удобного протирания с наружи лобового стекла. Новый автобус получил название «Кубань-Г1А1».
Были также разработана модификации:
- Кубань-Г1Б1 – автобиблиотека;
- Кубань-Г1Л1 – передвижная автокниголавка;
- Кубань-Г1К1 – передвижной автоклуб;
- Кубань-Г1М1 – передвижной автомузей.
На базе автобуса также были созданы прототипы – передвижные парикмахерские стоматологические салоны.
Автобусы этого семейства выпускались в Краснодаре с 1978 по 1985 год.
В конце 1970-х голов выпуск автобусов составлял до 9000 штук в год. Министерству культуры требовалось лишь около 60% общего объема выпуска автобусов «Кубань» для обеспечения подведомственных учреждений, а остальные 40% продукции распределялись по заказам сторонних организаций. Автобусы в СССР всегда были дефицитом и за ними стояла очередь, поэтому чиновники из Роскультуры неплохо зарабатывали на продаже краснодарских автобусов. «Кубани» пользовались большим спросом у промышленных и строительных предприятий, колхозов и совхозов. Поэтому в обход выделенных квот на новые шасси автобусы часто изготовляли на шасси, предоставленном заказчиком (т.н. «давальческом шасси»). Такие автобусы учитывались как новые, хотя «давальческое шасси» не всегда было таким.
«Кубань-Г1А1-01 – удлиненная версия автобуса»
В 1982 году на краснодарском предприятии начат выпуск длиннобазной модификации автобуса «Кубань-Г1А1-01» на шасси ГАЗ-53А. Благодаря использованию более длинного шасси удалось повысить количество мест в салоне, а кузов автобуса получил дополнительное небольшое окно перед задней стойкой крыши.
Были также разработана модификации:
- Кубань-Г1Б1-01 – автобиблиотека;
- Кубань-Г1Л1-01 – передвижная автокниголавка;
- Кубань-Г1К1-01 – передвижной автоклуб;
- Кубань-Г1М1-01 – передвижной автомузей.
В это же время директором завода стал инициативный и энергичный Евгений Бабичев.
Автобусы «Кубань-Г1А1-01» выпускались с 1982 по 1989 год. Следует отметить, что автобусы «Кубань-Г1А1» и «Кубань-Г1А1-01» выпускались параллельно до 1985 года.
Автобусы «Кубань-Г1А1-01» пользовались большим спросом у сторонних организаций, особенно колхозов и совхозов.
«Кубань-Г1А1-02 – последняя модернизация семейства»
Автобусы «Кубань-Г1А1-01» стремительно устаревали и в 1989 года на заводе приняли решение о модернизации автобуса. На смену прежнему шасси ГАЗ-53А пришло новое ГАЗ-53-11 и произведен легкий рестайлинг кузова: изменена форма крыши и появились задние фонари и передние подфарники нового образца, при это подфарники были перенесены с боковин передней маски ближе к решетки радиатора, а размер боковой пассажирской двери значительно выступил за нижний край кузова автобуса.
Были также разработана модификации:
- Кубань-Г1Б1-02 – автобиблиотека;
- Кубань-Г1Л1-02 – передвижная автокниголавка;
- Кубань-Г1К1-02 – передвижной автоклуб;
- Кубань-Г1М1-02 – передвижной автомузей.
Автобусы «Кубань-Г1А1-02» выпускались с 1989 по 1993 год. Именно эта модель 22 апреля 1989 года становится 100-тысячным автобусом марки «Кубань».
Вопреки распространенному мнению на Краснодарском механическом заводе была очень высокая культура производства: серийные автобусы производились на поточном конвейере с использованием полуавтоматических линий сварки каркаса и покрасочных камер. Это позволяло выпускать автобусы большими «тиражами».
Продолжение следует…