….
Глава 4. «Опытные разработки автобусов»
«Кубань-Г2 – перспективная замена»
С началом серийного выпуска «Кубань-Г1А» стало понятно, что существующая конструкция автобуса не в полной мере отвечает требованиям
эксплуатирующих организаций. По этой причине конструкторский отдел завода приступил к разработке новой модели автобуса, в которой были учтены замечания и пожелания потребителей.
Первый образец модернизированного автобуса на шасси ГАЗ-51А под маркой «Кубань-Г2А» был изготовлен к Съезду работников культуры РСФСР в сентябре 1967 года для последующего представления на одобрение государственной комиссии.
Новый автобус «Кубань-Г2А» имел 22 места для сидения и предназначался для перевозки работников культуры на гастроли. На базе пассажирского автобуса была также разработана модификация автоклуба «Кубань-Г2К».
Министерство культуры одобрило новые автобусы к производству, однако серийный выпуск налажен не был, так как все средства были вложены в расширение производства автобусов «Кубань-Г1А». В итоге автобус «Кубань-Г2А» и автоклуб «Кубань-Г2К» как образцово-показательные экземпляры изготавливались небольшими партиями в течение 1967 и 1968 годов по 2-3 штуки в месяц.
«Кубань-Г3 – совместная разработка»
На рубеже 1967-1968 годов на предприятии был разработан на шасси ГАЗ-53А новый пассажирский автобус «Кубань-Г3А», первые образцы которого были
построены в январе-феврале 1968 года. Новый автобус создавался совместно с Краснодарским филиалом института «Гипротеатр» Министерства культуры СССР, организованным при заводе для помощи в разработке перспективных образцов спецавтотранспорта для учреждений культуры.
«Кубань-Г3А» по конструкции кузова был схож с моделью «Кубань-Г2А», но отличался оформлением передней и задней панелей, более широкими оконными проемами и наличием багажника для реквизита на крыше, рассчитанного на 200 кг. Доступ к багажнику осуществлялся при помощи сварной лестницы,
установленной на задней стенке кузова. На базе пассажирского автобуса «Кубань-Г3А» была разработана модификация автоклуба «Кубань-Г3К».
Эти автобусы выпускались малыми партиями по 2-3 экземпляра на протяжении 1968-1969 годов.
«Кубань-Г4 – новое семейство автобусов»
Наиболее перспективным считали новое шасси ГАЗ-53А с более мощным двигателем. На этом шасси в начале 1969 года создали новый пассажирский автобус с прямоугольным цельнометаллическим кузовом «Кубань-Г4А» и автоклуб «Кубань-Г4К». В августе того же года новые автобусы проходили межведомственные испытания на полигоне НАМИ. Их результаты показали, что конструкция автобуса в целом жизнеспособна, но требует некоторой доработки. Главными нареканиями были масса кузова (каркас за счет излишнего запаса прочности получился переутяжеленным), шумность внутри салона и большое лобовое сопротивление, показавшее, что плоские квадратные кузова плохо подходят для автобусов.
Передвижной автоклуб «Кубань-Г4К» предназначался для организации культурно-просветительной работы на участках отгонного животноводства, на фермах, в полеводческих и тракторных бригадах колхозов и совхозов. Конструкция автобуса была сравнительно проста. Каркас кузова сварен из труб прямоугольного сечения. В просторном салоне было много света. В задней его части сделан отсек для киноаппаратуры, предусмотрено место, где актеры могут переодеваться и гримироваться, имеется умывальник; на крыше – багажник для специального оборудования. В салоне имелось шесть двухместных сидений и три вставных одноместных сиденья. Опытные образцы автоклуба «Кубань-Г4К» прошли испытания и одобрены Министерством культуры РСФСР. В 1969 году на заводе планировалось изготовить 1000 таких автоклубов.
На базе автоклубов «Кубань-Г4К» в двух экземплярах были собраны автопоезда «Кубань-Г4КП» со специальными прицепами на шасси 2-ПН-4 с кузовами автобусного типа, а также по заказу курортного управления города Сочи была изготовлена небольшая партия автобусов «Кубань-Г4А» с открытыми кузовами типа «торпедо» для экскурсионных поездок.
Однако реально с 1967 по 1970 год в Краснодаре смогли изготовить лишь 30 автобусов различных модификаций. Причиной этого послужила отрицательная оценка дальнейшей доработки автобусов специалистами НАМИ.
«Кубань-Г4АМ – с учетом замечаний»
В процессе испытаний автобусов «Кубань-Г4А» был выявлен ряд недостатков: конструкция автобусного кузова оказалась неудачной по ряду показателей, а освоение серийного производства принципиально нового кузова потребовала больших затрат. В этой связи на заводе пошли по пути максимальной унификации узлов и деталей кузова с серийно выпускаемой моделью при условии применения нового шасси ГАЗ-53А.
В 1970 году был построен модернизированный автобус «Кубань-Г4АМ». Благодаря применению в некоторых элементах каркаса труб меньшего сечения удалось уменьшить общий вес кузова при сохранении его прочности, а также было изменено крепление кузова к раме: впервые вместо болтов с резиновыми подушками были применены стремянки. В новом автобусе была изменена конструкция сидений, педального узла и рулевого механизма.
В 1970-1971 годах собрали несколько опытных экземпляров автобусов «Кубань-Г4АМ», внося изменения в кузов автобуса.
«Кубань-Г4 – опытное семейство модернизированных автобусов»
Одной из опытных разработок для замены автобусов «Кубань-Г1А» стало создание нового семейства автобусов «Кубань-Г4» на
шасси ГАЗ-53А, которое включало в себя следующие модификации:
- Кубань-Г4АН – модернизированный пассажирский автобус;
- Кубань-Г4АМВ – модернизированный пассажирский автобус;
- Кубань-Г4КМВ – модернизированный автоклуб;
- Кубань-Г4АС – модернизированный пассажирский автобус.
В 1972 году был изготовлен новый опытный пассажирский автобус «Кубань-Г4АМВ». Автобус мог использоваться как тягач автопоезда, в состав которого входил прицеп 2-ПН-4 с кузовом автобусного типа со спальными местами для отдыха актеров во время гастролей. На базе пассажирского автобуса «Кубань-Г4АМВ» была разработана и построена модификация автоклуба «Кубань-Г4КМВ» с однотипным прицепом.
Автоклуб имел пассажирский салон, но с меньшим числом мест. В задней части кузова «Кубань-Г4КМВ» был оборудован изолированный отсек для перевозки кинопередвижки и звукоаппаратуры. Обе машины, пассажирский автобус и автоклуб, были разработаны Краснодарским филиалом института «Гипротеатр» и считались перспективным вариантом модернизации автобусов, в котором предполагалось поменять не только шасси, но и дизайн кузова. Однако эти автобусы так и не стали серийными, а в 1972 году было изготовлено всего 2 единицы.
В 1973 году на Краснодарском механическом заводе по документам Краснодарского филиала института «Гипротеатр» изготовлен опытный 21-местный автобус «Кубань-Г4АС». Этот автобус являлся логическим продолжением серии «Кубань-Г4АМ», но отличался мягкой обивкой панели приборов, измененной конструкцией рулевого механизма и методом удлинения рамы (взамен приварки удлинителей лонжеронов производилась их приклепка). Кроме того, в салоне автобуса «Кубань-Г4АС» было предусмотрено гримировочной отделение со специальным креслом-тумбой, расположенной сразу за местом водителя. Опытные автобусы «Кубань-Г4АС» экспонировались на московской выставке «Роскульттехника-75» в ЦПКиО им. Горького и позиционировались там как серийные автобусы ближайшего будущего. Однако из-за невозможности получения шасси ГАЗ-53А наладить серийный выпуск этих автобусов наладить не удалось. В 1973 году изготовлено всего три экземпляра «Кубань-Г4АС». Спустя семь лет эти автобусы легли в основу при разработке нового семейства автобусов «Кубань-Г1А1-01».
Продолжение следует….
Автобус Кубань-Г4КМВ с пассажирским прицепом напоминает концепцию, которую в конце 50-ых неудачно опробовали на павловском автобусном заводе (ПАЗ-750-750А). Как видно ни в 60-ых, ни в начале 70-ых совладать с пассажирскими прицепами было не под силу.
такие опыты были не единичы…по памяти могу назвать подобными проектами занимались на АРЕМКУЗе и Борисовском авторемонтном заводе….если я не ошибаюсь, то все заглохло из-за того, что ГАИ запретило перевозку людей в прицепах и кузовах…
К примеру, в начале 60-ых Аремкуз построил около 50-ти прицепов к автобусам ЗИЛ-155 и ЗИЛ-158, которые эксплуатировали на городских линиях. Да и чего далеко ходить прицепы РАФ-979 в 60-ых годах тоже эксплуатировались. Но со временем требования ГАИ, вероятно, ужесточились и пассажирские прицепы вымерли как вид транспорта…, в тоже время пассажирские полуприцепы продолжали выпускать.
у РАФ-979 было несколько иное предназначение: они работали в парках и аэропортах и на городские маршруты не выходили…можно подробнее кто выпускал пассажирские полуприцепы?вы имеете в виду узкоспециализированные пассажирские полуприцепы, например какие Томский АРЗ выпускал для перевозки строительных бригад, или именно пассажирские полуприцепы предназначенные для эксплуатации на городских маршрутах?