….

Ноябрь 20, 2014
от
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (10000 голос, average: 5 out of 5)
Loading...Loading...

Тартуский

авторемонтный завод № 3

«1949-1997»

Глава 1. «От небольших мастерских к авторемонтному заводу»

До включения в состав СССР Эстонской Республики (до 1940 года) в Тарту более десятка частных мастерских занимались изготовлением кузовов для легковых машин и автобусов, а также различных надстроек на грузовых шасси.

Среди таких предприятий была и мастерская предпринимателя Августа Коока, которому в начале 1930-х годов принадлежали все автобусные маршруты города. В июле 1930 года в мастерской был построен первый 33-местный автобус на шасси Bussing, а через четыре года – в 1934 году – был построен второй 34-местный автобус на шасси Scania-Vabis. В течение ряда следующих лет в мастерской для собственных автобусных маршрутов было построено еще как минимум 7 автобусных кузовов.

Ремонт газогенераторного автобуса Bussing-NAG на Автотранспортной базе № 4, 1947 г.

Ремонт газогенераторного автобуса Bussing-NAG на Автотранспортной базе № 4, 1947 г.

В марте 1937 года Управа города Тарту досрочно расторгла договор с Кооком на эксклюзивное право осуществления автобусных перевозок в городе  и объявило новый тендер. На участие в новом тендере поступило две заявки: первая – от все того же Августа Коока, вторая – от Вальтера Розенберга из города Выру, который являлся владельцем автобусной компании Valter Rosenberg & Co. Победу в тендере одержал Розенберг, который с 1 апреля получил полный контроль на всеми городскими автобусными линиями.

Для работы в городе Тарту Вальтер Розенберг зарегистрировал новую фирму TU Rool и приобрел земельный участок на перекрестке улиц Рийа и Филосоофи (Рижская и Философов), на котором были построены гаражи для автобусов, ремонтная и кузовная мастерские, а также здание конторы.

После вхождения в июне 1940 года Эстонии в состав СССР, в республике начались политические чистки и национализация. 1 апреля 1941 года из девяти кузовных мастерских, располагавшихся на улицах Юликооли (Университетская), Выру (Выруская) и Лао, были сформированы Государственные ремонтные мастерские. В это же время подверглись национализации имущество автобусного парка Rool и транспортной фирмы Sibur, занимающейся грузоперевозками. 

Однако в ходе начавшейся войны большинство зданий мастерских и практически весь автомобильный транспорт были уничтожены. Осенью 1944 года, после освобождения Эстонии от немецкой оккупации, началось восстановление инфраструктуры. На базе нескольких уцелевших помещений бывших Государственных ремонтных мастерских была создана Автотранспортная база № 4, в задачи которой входило и восстановление немногочисленной сохранившейся автомобильной техники и двигателей.

В 1947 году рабочие Автотранспортной базы № 4 начали восстановление комплекса помещений на перекрестке улиц Рийа и Филосоофи, в которых когда-то находился автобусный парк Вальтера Розенберга. За два года фактически голыми руками рабочим удалось поднять из руин и сдать в эксплуатацию 1 сентября 1949 года половину зданий, которые легли в основу Тартуских авторемонтных мастерских (ART – Tartu Autoremonditookoda) при Автотранспортной базе № 4.

Производственные здания на перекрестке улиц Рийа и Филосоофи в 1945-м и спустя десятилетие - в 1955-м годах

Производственные здания на перекрестке улиц Рийа и Филосоофи в 1945-м и спустя десятилетие — в 1955-м годах

Первое время Тартуские авторемонтные мастерские не имели конкретной специализации и брались за восстановление практически любой автомобильной техники, включая трофейную, а также осуществляли ремонт двигателей, отдельных агрегатов и даже покрышек. Так, за четыре месяца 1949 года силами 95 сотрудников были отремонтированы 8 машин, 73 мотора и 563 шины.

В число этих восьми отремонтированных машин попал и автобус, для которого пришлось построить совершенно новый кузов. Столь трудоемкую задачу по постройке автобусного кузова в первые месяцы работы предприятия удалось решить благодаря тому, что в штате мастерских оказалось несколько плотников, имевших некоторый опыт в изготовлении автобусных кузовов еще с довоенных времен. К сожалению из сохранившейся заводских буклетов было только известно, что этот автобус получил 28-местный кузов, выполненный по чертежам Велло Тедера, но не слова не было сказано об его названии и марке шасси. После анализа журнала регистрации автотранспорта в Эстонской ССР за период 1949-1950 годов с большой долей вероятности можно сказать, что этот автобус был вычислен. Дело в том, что 30 января 1950 года за Тартуской автобазой № 4 (частью которой являлись Тартуские авторемонтные мастерские) был зарегистрирован довоенный автобус Magirus, получивший номерной знак «РС 77-31» и совершенно новый технический паспорт. А прежним местом регистрации этой машины был город Валга, где с госномером «РС 95-24» она была закреплена за Автотранспортной базой № 9 в период с марта 1948-го по апрель 1949-го года. Как видно, с момента снятия с учета в Валге до последующей вторичной регистрации прошло более десяти месяцев, в течение которых Magirus как раз мог быть подвергнут полному капитально-восстановительному ремонту в Тартуских автомастерских. В пользу этой версии говорит и кузов данного автобуса внешне схожий с кузовом появившегося позднее автобуса ТА-1.

Предположительно этот Magirus стал первым автобусом, восстановленным в Тартуских автомастерских в 1949 году

Предположительно этот Magirus стал первым автобусом, восстановленным в Тартуских автомастерских в 1949 году

В 1950 году перед Тартускими автомастерскими был поставлен вопрос о необходимости восстановления автобусов ГАЗ-03-30, которые находились на балансе Автобазы № 4 и находились в весьма плачевном состоянии: большинство из них требовали серьезной ревизии каркаса или полной замены кузова. Из-за острой нехватки площадей и инструмента работы  по изготовлению первого кузова для автобуса ГАЗ-03-30 были проведены в гараже мастера А. Куре, находившемся по адресу ул. Тегури, 2. В дальнейшем этот производственный процесс переместился на площадку Тартуских автомастерских, на которой за первый год было восстановлено 45 автобусов такого типа (27 автобусов – после капитального ремонта, 18 автобусов – после среднего ремонта). Характерной особенностью автобусов ГАЗ-03-30, восстановленных в Тарту, являлась форма передних крыльев с различным загибом передних кромок.

Автобус ГАЗ-03-30 восстановленный в Тартуских автомастерских

Автобус ГАЗ-03-30 восстановленный в Тартуских автомастерских

С 1951 года на Тартуских автомастерских с подачи Ричарда Сибула из Главного автотранспортного управления Эстонской ССР освоили капитальный ремонт грузовиков ГАЗ-ММ и их модификаций.

ГАЗ-ММ, поступивший на Тартуские мастерские для капитального ремонта

ГАЗ-ММ, поступивший на Тартуские мастерские для капитального ремонта

ЗИС-5В, отремонтированный в канун второй годовщины Тартуских автомастерских

ЗИС-5В, отремонтированный в канун второй годовщины Тартуских автомастерских

После небольшого расширения производственных мощностей у предприятия появилась возможность производить капитальный ремонт более сложных машин семейства ГАЗ-51: в 1953 году освоили ремонт базовых бортовых грузовиков ГАЗ-51А, а с 1954 года самосвалов ГАЗ-93 и автобусов ГЗА-651, выпуск которых к этому моменту уже был налажен в Тартуских мастерских. Капитальный ремонт автобусов типа ГЗА-651 продолжался в Тарту до конца 1960-х голов, при чем под ремонтом фактически подразумевалось изготовление совершенно нового автобусного кузова – притом, что производство новых автобусов на Тартуских мастерских было свернуто в 1959 году. Кроме того, существует целый ряд подтвержденных фактов переделки в ГЗА-651, пришедших в негодность автобусов ТА-1, а также работавших на территории Эстонии автобусов других заводов, построенных на шасси ГАЗ-51.

ГАЗ-93 после капитального ремонта в Тартуских автомастерских

ГАЗ-93 после капитального ремонта в Тартуских автомастерских

В 1956 году из-за увеличившихся объемов капитального ремонта грузовых автомобилей и автобусов на Тартуских автомастерских пришлось отказаться от ремонта покрышек.

В опытном порядке в 1961 году на заводе проводили эксперименты по установке подъемного заднего гидроборта на капитально отремонтированные бортовые грузовики ГАЗ-51А.

ГАЗ-51А с задним подъемным гидробортом, 1961 год

ГАЗ-51А с задним подъемным гидробортом, 1961 год

ГАЗ-51А с задним подъемным гидробортом, 1961 год

ГАЗ-51А с задним подъемным гидробортом, 1961 год

 

Продолжение следует….

Метки: ,

Написать ответ

Яндекс.Метрика